18.06
09:29
А. Рыбин "Время рок-н-ролла"
Книги о Майке Науменко выходят редко и малыми тиражами, а имя этого замечательного человека уже достаточно долгое время на страницах газет и журналов появляется не чаще, чем его песни на радиостанциях. И на это, конечно, есть своя причина: на группе «ЗоОпарк» денег не сделаешь. Не модно. А ведь мода – это всего лишь вопрос времени, в которое нужно «попасть». Для Майка в Советском Союзе таким временем («временем рок-н-ролла», как окрестил его А. Рыбин) явился конец 70-х – середина 80-х годов прошлого века. «В этой книге достаточно мало фактологии, связанной с Майком, но при этом все написанное касается его напрямую. И нет ни слова неправды. Другое дело, что здесь далеко не вся правда, которую я знаю. Я не хочу писать вещи, касающиеся личной жизни любимого мною артиста, моего хорошего товарища и человека, которого я уважал и уважаю безмерно», - сказано в предисловии автором. И действительно, эта книга не о Майке, а о времени, в котором он жил. При чем время и Майк (по крайней мере для поклонников его творчества) неразрывно связаны: восьмидесятые без Майка – это не восьмидесятые. Среди довольно занятных, но спорных, рассуждений Рыбина о рок-музыке, алкоголе, среди воспоминаний о повседневной жизни в СССР Майк появляется и тут же исчезает, дабы подтвердить написанное автором. Те, кто не жил в восьмидесятых – в полной мере не поймут содержания книги, а только попытаются прочувствовать, представить «как это было». Те, кто помнит то время, могут «понастольгировать» или «поплеваться» в зависимости от уровня их жизни тогда и сейчас. Рыбин старается передать атмосферу «поколения дворников и сторожей» Ленинграда, дать по возможности объективную картину тех лет, но насколько она правдива судить мне, рожденному на закате перестройки, достаточно трудно. Со своей стороны могу сказать, если все описанное в книге максимально реально, то жить в те времена мне бы не очень хотелось. В любом случае поправку на то, что Рыбин что-то приукрашивает и о чем-то умалчивает, сделать необходимо. Как, впрочем, и на достаточно большую вероятность идеализации им «времени рок-н-ролла», пришедшееся на годы его молодости.Само повествование довольно простое, типичное для «рокерских» мемуаров, но это компенсируется эмоциональностью: местами автор переходит на грубости, выражая свое негодование, местами спокоен и рассудителен. Периодически появляются фигуры Цоя, БГ, Липницкого. Михаил Науменко показан довольно закрытым человеком со своими проблемами (как творческими, так и семейными), но добрым, отзывчивым и чувствительным. О себе, за редким исключением, Алексей Рыбин почти не упоминает.На протяжении всей книги анализируется творчество Майка. Для автора он - гений, самая настоящая звезда рок-н-ролла, музыкант мирового уровня. Подробный разбор альбомов «Уездный город N», «Сладкая N», рассказ о концерте в ДК «Москворечье» в 1981 году (запись, вошедшая в историю как «Blues de Moscou») показались мне лучшими страницами книги. Непонятно только, зачем Рыбин повторяется в вопросах влияния, особенно в том, где, у кого и что именно Майк позаимствовал для своих песен.Как я отметил в самом начале, книг о Майке почти нет, и издание «Времени рок-н-ролла» большая удача: далеко не скоро выйдет что-то подобное. Книгу в двести страниц прочесть за пару часов большого труда не составит, но делать этого я не советую. А рекомендую последовать моему примеру и читать ее маленькими кусочками, по десять-двадцать страниц в день, как говорится, растягивать удовольствие. Ведь чем дальше бежит история, тем меньше мы можем узнать о жизни этого несправедливо забытого музыканта.